Президент Тверской ТПП Леонид Мусин принял участие в расширенном заседании Президиума Правления ТПП РФ и Совета руководителей ТПП, которое состоялось в ЗАО «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной. Главным в повестке дня был вопрос «О состоянии и перспективах развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
Открыл и вел заседание Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он отметил важность и актуальность рассматриваемого вопроса, отметив, что в ходе дискуссии предстоит выработать общую позицию относительно предложенного Минпромторговли РФ проекта Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и Плана мероприятий по реализации данной Концепции.
С докладом по данной теме выступил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко.
Он, в частности, отметил, что за последние годы в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности произошли заметные перемены; это в значительной степени связано с тем, что правительство стало больше внимания уделять этой отрасли экономики, рост в которой за период 2006-2011 гг. составил 17 процентов. Россия все активнее принимает участие во Всемирных выставках; на последних трех (в Испании, Китае, Южной Корее) ее павильон награждался серебряной медалью.
Активно занимаются выставочной деятельностью 93 ТПП; в течение года торгово-промышленные палаты проводят или участвуют в организации около 700 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. За 10 лет объем выставочных услуг ТПП вырос более, чем в 12 раз, и составил в 2011 году 909 млн рублей.
Оправдала себя такая форма работы, как патронирование ТПП РФ ведущих выставок. Ежегодно под патронажем Палаты проходит около 150 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Москве и регионах. Особое внимание уделяется стимулированию выставок, способствующих развитию инновационной деятельности, поддержке малого и среднего бизнеса и т.д.
Россия занимает неплохие позиции в международном рейтинге по числу выставочных мероприятий; однако не во всех регионах есть выставочно-ярмарочные комплексы, что не позволяет пока подняться выше.
Но есть немало проблем, нерешенных вопросов; есть резервы и возможности, которые надо использовать. Поэтому ТПП РФ вышла с предложением к руководству страны о разработке новой концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
Развитие российской выставочной отрасли отстает от показателей в ряде ведущих стран как в абсолютном объеме, так и в доле выставочной отрасли в ВВП. Действующая нормативно-правовая база не в полной мере регулирует вопросы деятельности и развития отрасли. Недостаточно развита материально-техническая база. Развитие заметно в основном в центре, восточная часть страны отстает; между тем, именно восточные страны сейчас активнее всего развиваются, и это необходимо иметь в виду нам, планируя, развивая и популяризуя выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность.
Необходимо создать эффективную систему координации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, обеспечить участие России в конкурсах на проведение международных конгрессных мероприятий и т.д. Интеграционные процессы, рост конкуренции в связи с вступлением в ВТО, заявка России на право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО в 2020 году, современный уровень экономики – все это, вместе взятое, требует выработки новых подходов в выставочной сфере.
В дискуссии приняли участие директор департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга РФ Алексей Груздев, директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов, президент ТПП Белгородской области Валерий Скруг, заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов, член Президиума Правления ТПП РФ Виктор Ермаков, генеральный директор ОАО «ЦМТ» Владимир Саламатов, президент ВО «Рестэк» Сергей Трофимов, другие.
Тверская торгово-промышленная палата в организации региональных выставок оказывает поддержку агентству «Максимум-Информ». Благодаря работе этого высокопрофессионального организатора в Твери продолжают проходить смотры энергосберегающих технологий, нового в строительстве и автопроме, а также выставки потребительских товаров и услуг. Стоит отметить, что по сравнению с совсем недавним периодом количество организаторов выставок в Тверском регионе сократилось, сложно удается выдерживать баланс между подлинными бизнес-форумами и, так называемыми, выставками продажами. К сожалению, в Твери до сих пор нет современной выставочной площадки, хотя наличие подобного центра могло бы привлечь экспонентов из Москвы и Санкт-Петербурга. Много слов произносилось и произносится о выгодном территориальном положении региона, однако в реальности оно не используется. Вместе с тем, благодаря усилиям Тверской торгово-промышленной палаты и «Максимум-Информ» удается сохранить приемлемый научный, технологический и бизнес-уровень выставочных мероприятий и использовать их потенциал.
Итоги дискуссии подвел Президент ТПП РФ Сергей Катырин. По его мнению, в концепции следовало бы также отразить роль бизнес-объединений и бизнес-ассоциаций в развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, больше внимания уделить региональному аспекту. Наконец, необходимо получить ясный сигнал от государства о том, что оно ожидает от выставочной деятельности усиления именно инновационного аспекта; простой рост числа выставок с давно известными товарами, сделанными по старым технологиям, не принесет ожидаемой отдачи. Необходима также прозрачность при принятии решений о нашем участии в международных выставках и выборе компании, ответственной за нашу экспозицию – здесь следовало бы привлекать к работе бизнес-сообщество; оно не пропустит случайного кандидата.