Законодательное регулирование в области обеспечения единства измерений на пунктах весового и габаритного контроля
ЦМТУ Росстандарта является территориальным органом Росстандарта в Центральном и Северо-Западном федеральных округах Российской Феде-рации в 29 субъектах Российской Федерации. В составе ЦМТУ Росстандарта 13 отделов (инспекций).
К полномочиям Росстандарта и его территориальных органов отнесен федеральный государственный метрологический контроль (надзор) и феде-ральный государственный контроль (надзор) в отношении колесных транс-портных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута и электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
На период с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г. в порядке экспери-мента к предмету надзора Росстандарта отнесен также надзор за соблюдени-ем обязательных требований к цементу, сухим строительным смесям, рас-творам строительным, смесям бетонным, кабельно-проводниковой продук-ции, радиаторам отопления и конвекторам отопительным.
Соблюдение обязательных требований в области обеспечения единства измерений на автоматических пунктах весового и габаритного контроля (АПВГК) требует особого внимания со стороны органов исполнительной власти, владельцев систем весогабаритного контроля, обеспечивающих их эксплуатацию, владельцев дорог, на которых установлены АПВГК, осу-ществляющих контроль за состоянием дорожного полотна.
Грузоперевозчики обращаются в надзорные органы с информацией, что в отдельных случаях результаты контроля показывают перевес или превы-шение габаритов, хотя при погрузке груза нарушений не было. Либо на од-ном АПВГК нарушения установлены не были, а на другом – нарушения за-фиксированы, хотя масса груза или его габариты за время проезда транс-портного средства через АПВГК не менялась. Вследствие чего, перевозчиков необоснованно привлекают к административной ответственности в виде зна-чительных штрафов.
Такая ситуация негативно сказывается на состоянии сферы автоперево-зок. Кроме того, штрафы, которые оплачивают перевозчики, добавляются к стоимости товаров. В итоге платят за нарушения рядовые потребители.
Территориальные органы Росстандарта осуществляют федеральный государственный метрологический контроль (надзор) в отношении владель-цев АПВГК.
Приказом Росстандарта от 13 октября 2023 г. № 2171 определены нор-мативные правовые акты, устанавливающие правовые основы федерального государственного метрологического (контроля) надзора и нормативные пра-вовые акты, содержащие обязательные требования, которые подлежат про-верке в ходе федерального государственного метрологического контроля (надзора).
С 1 июля 2021 г. порядок надзора регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и му-ниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом требований по-становления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и положениями о надзоре.
К предмету надзора относится соблюдение обязательных требований в части применяемых на АПВГК средств измерений.
В рамках надзора с использованием ФГИС «Аршин» проверяется нали-чие сведений об утверждении типа средств измерений, о результатах поверки средства измерений и соблюдении интервалов между поверками средств из-мерений, сведений об электронном клейме, служащем для предотвращения воздействия и защиты контролируемых параметров (если предусмотрено описанием типа).
В рамках мероприятий с взаимодействием с поднадзорным субъектом проверяется наличие знака утверждения типа СИ в эксплуатационных доку-ментах и на средстве измерений.
Погрешность измерений, осуществляемых системой весогабаритного контроля, должна соответствовать предельно допустимой погрешности, установленной Перечнем измерений, утвержденным постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 16.11.2020 г. № 1847.
В рамках контрольного (надзорного) мероприятия может быть прове-дена внеочередная поверка средства измерений с привлечением аккредито-ванной на право поверки организации с целью оценки соответствия погреш-ности средства измерений установленной описанием типа.
Наибольшее значение для обеспечения точности показаний АПВГК име-ет соблюдение условий эксплуатации средств измерений.
Условия эксплуатации комплексов для определения весовых и габарит-ных характеристик транспортных средств установлены описанием типа средств измерений, эксплуатационной документацией, а также государствен-ными стандартами, которым согласно описанию типа должны соответство-вать средства измерений, и являются обязательными для соблюдения.
Следует отметить, что эксплуатационной документацией отдельных АПВГК предусмотрено обеспечение надлежащего состояния подъездных пу-тей перед платформой для взвешивания (ровность, плоскостность, прямоли-нейность, наличие дефектов проезжей части, наледи, снега в зимнее время, посторонних предметов и др.), чтобы транспортные средства могли проез-жать через них с определенной постоянной скоростью, без торможений, рас-качивания.
Только при соблюдении этих требований возможно обеспечить досто-верность измерений и надлежащую точность. Поэтому в руководствах по эксплуатации АПВГК указано на необходимость регулярной проверки ра-боты АПВГК, помимо поверки по истечение межповерочного интервала. Ведь даже если по результатам поверки средство измерений будет признан-ным пригодным к применению, несоблюдение условий эксплуатации после поверки приведет к недостоверным результатам измерений. Регулярная про-верка работы АПВГК должна включать и визуальную оценку состояния до-рожного полотна на измерительном участке, и техническое обслуживание, и проверку метрологических характеристик с использованием транспортного средства. О результатах проверки владельцам АПВГК целесообразно ин-формировать Ространснадзор.
Но не во всех эксплуатационных документах, описаниях типа АПВГК содержатся обязательные требования к состоянию дорожного покрытия пе-ред зоной взвешивания, либо данные требования не соблюдаются организа-циями, осуществляющими эксплуатацию АПВГК.
Поэтому, в первую очередь, для обеспечения единства измерений на пунктах весогабаритного контроля необходимы единые требования к состо-янию дорожного полотна в «зоне взвешивания» (включая колейность, не-плоскостность, непрямолинейность, индекс ровности), которые должны быть включены в приказ Минтранса России от 31.08.2020 г. № 348 «Об утвер-ждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транс-портных средств», описания типов средств измерений и методику поверки.
Другой важный вопрос — разграничение ответственности лиц, участву-ющих в весогабаритном контроле. Разные лица могут быть владельцами АПВГК и дороги, на котором оно установлено. При этом федеральный гос-ударственный контроль (надзор) осуществляется в отношении лиц, эксплуа-тирующих средство измерений.
По запросу ЦМТУ Росстандарта Ространснадзором был представлен перечень пунктов весогабаритного контроля на территории ЦФО и СЗФО с указанием адресов их размещения и лиц, осуществляющих эксплуатацию АПВГК. По данным Ространснадзора в ЦФО функционирует 42 пункта, в СЗФО – 76 пунктов.
Однако, к сожалению, даже при наличии обязательных требований, све-дений о владельцах АПВГК провести проверку с целью оценки соблюдения обязательных требований в области обеспечения единства измерений на пунктах весогабаритного контроля фактически не представляется возмож-ным, т.к. согласно действующему законодательству плановые мероприятия до 2030 г. проводятся только в отношении тех контролируемых лиц, кото-рые были отнесены к высокой категории риска. В соответствии с риск-ориентированным подходом, установленным положением о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре), категория риска при-сваивается только в случае привлечения лица к административной ответ-ственности в определенный период времени. Для присвоения высокой кате-гории риска должно быть вынесено постановление о привлечении к админи-стративной ответственности по ст. 19.19 КоАП РФ в течение 2 последних лет. Если к административной ответственности субъект хозяйственной деятельно-сти не привлекался, то ему присваивается низкая категория риска, плановые проверки не предусмотрены. Поэтому плановые проверки в рамках феде-рального государственного метрологического контроля (надзора) на АП-ВГК не проводились на территории ЦФО и СЗФО с 2022 г.
За последние 5 лет в адрес ЦМТУ Росстандарта поступали обращения по вопросам работы АПВГК на территории Архангельской, Рязанской, Во-ронежской, Калужской, Тульской, Ярославской, Архангельской, Псковской областей.
Однако органами прокуратуры не согласовываются проверки по таким обращениям, т.к. по мнению прокуратуры в данном случае отсутствует непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В декабре 2024 г. в приемную Президента Российской Федерации по-ступило обращение от Национальной Ассоциации Грузового Автомобильно-го Транспорта «Грузавтотранс» с информацией о нарушениях в работе пунктов весогабаритного контроля в Калужской области. По данному обра-щению прокуратурой Калужской области было отказано в проведении вне-планового контрольного (надзорного) мероприятия, т.к. прокуратура в рам-ках указанного нарушения не усматривает угрозы жизни и здоровью граж-дан. По результатам рассмотрения обращения владельцу АПВГК объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Должностные лица ЦМТУ Росстандарта регулярно принимают участие в проверках органов прокуратуры в качестве специалистов. Такие проверки могут быть инициированы прокуратурой и в отношении пунктов весогаба-ритного контроля с привлечением специалистов ЦМТУ Росстандарта и ор-ганизации, которая сможет провести внеочередную поверку средства изме-рения. По результатам проверки в случае выявления нарушений прокурату-ра может возбудить дело об административном правонарушении за наруше-ние требований Федерального закона № 102-ФЗ и направить постановление о возбуждении дела на рассмотрение в ЦМТУ Росстандарта по подведом-ственности. В этом случае надзорное мероприятие будет иметь высокую эф-фективность.
Должностные лица ЦМТУ Росстандарта могут принять участие в судеб-ных заседаниях, на которых грузоперевозчиками оспариваются результаты весогабаритного контроля, в качестве третьей стороны и разъяснить вопро-сы действующего законодательства в области обеспечения единства измере-ний при необходимости. Такая практика у нас имеется.
Еще одним основанием для организации проведения контрольного (надзорного) мероприятия по согласованию с органами прокуратуры явля-ется срабатывание индикатора риска. Проверки по данному основанию со-гласовываются прокуратурой в 100% случаев.
По федеральному государственному метрологическому контролю (надзору) индикатор риска утвержден приказом Минпромторга России от 30 июня 2023 г. № 2408, вступил в силу с 06.10.2023 г.
Индикатор срабатывает в том случае, если контролируемым лицом в те-чение одного года представлены на поверку два и более средства измерений, предыдущий срок поверки которых истек более 180 дней назад.
В отношении средств измерений, включенных в постановление Прави-тельства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. № 250, выявлять сраба-тывание индикатора риска нарушения обязательных требований по метро-логии уполномочены государственные региональные центры стандартиза-ции, метрологии и испытаний (ФБУ ЦСМ), подведомственные Росстандарту. Также ФБУ ЦСМ могут направить информацию о срабатывании индикатора риска и по другим видам измерений.
Однако в части измерений, осуществляемых при проведении весогаба-ритного контроля, индикатор не работает, т.к. применение неповеренных си-стем весогабаритного контроля приведет к признанию результатов весога-баритного контроля недействительными. Грузоперевозчики со своей сторо-ны проверяют данные о поверке АПВГК в системе ФГИС «Аршин».
Кроме того, в соответствии с положениями приказа Росстандарта от 25.06.2018 г. № 1284 ФБУ ЦСМ осуществляют мониторинг и информирова-ние надзорных органов об имеющихся нарушениях в области обеспечения единства измерений. В условиях отсутствия надзорных мероприятия эта ин-формация играет особую значимость.
По информации, полученной от ФБУ ЦСМ, а также по обращениям, по-ступающим от граждан и организаций, принимаются профилактические ме-ры — объявляются предостережения о недопустимости нарушения, в которых контролируемым лицам предлагается принять меры по обеспечению соблю-дения обязательных требований в добровольном порядке.
На АПВГК могут проводиться выездные обследования без взаимодей-ствия с контролируемым лицом с визуальным осмотром состояния средства измерений и подъездных путей перед платформой для взвешивания в случае если это предусмотрено обязательными требованиями. Применение инстру-ментальных методов контроля в рамках выездных обследований, к сожале-нию, не предусмотрено положением о надзоре.
По результатам выездных обследований при выявлении нарушений обязательных требований объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, однако обязанности по предоставле-нию ответа на это предостережение, у лица которому направлено предосте-режение, нет.
Помимо вышеизложенного, в рамках профилактики нарушений обяза-тельных требований проводятся вебинары.
По вопросам соблюдения обязательных требований в области обеспече-ния единства измерений на пунктах весогабаритного контроля в 2023 г. про-ведено 2 вебинара: 1 — для 18 субъектов РФ, входящих в состав ЦФО, и 1 – для 11 субъектов РФ, входящих в состав СЗФО. В 2025 г. проведено 13 ве-бинаров для 18 субъектов ЦФО и 11 субъектов СЗФО.
На вебинары были приглашены представители органов прокуратуры, Ространснадзора, Ассоциации «Грузавтотранс», ФБУ ЦСМ, собственников средств измерений и перевозчиков грузов.
С 2025 г. надзорные органы могут проводить два вида профилактиче-ских визитов: обязательные профилактические визиты и профилактические визиты по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится:
- в отношении контролируемых лиц, отнесенных к определенной кате-гории риска, с учетом установленной периодичности;
- в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- при наступлении события, указанного в программе проверок;
- по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, высшего долж-ностного лица субъекта РФ.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспер-тизу. По результатам обязательного профилактического визита может быть выдано предписание об устранении нарушений.
Уклонение от проведения обязательного профилактического визита будет являться основанием для проведения внепланового КНМ по согласованию с органами прокуратуры.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица носит по сути разъяснительный характер, в ходе такого профилактического визита контролируемое лицо может получить необходимую информацию, касаю-щуюся соблюдения обязательных требований.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица с 2025 г. проводится только в случае, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Получить информацию об обязательных требованиях с 2023 г. возмож-но также, пройдя на сайте ЦМТУ Росстандарта самообследование, по ре-зультатам которых при положительных результатах может быть оформлена декларация соблюдения обязательных требований в соответствии с методи-ческими рекомендациями, утвержденными 09 декабря 2022 г. Руководителем Росстандарта А.П. Шалаевым.
Но, к сожалению, заинтересованность лиц, осуществляющих весогаба-ритный контроль, в проведении профилактических мероприятий крайне ма-ла. Начиная с 2022 г., только 2 контролируемых лица, осуществляющих дея-тельность, связанную с весогабаритным контролем, обратились с просьбой провести профилактический визит. Ни одна организация не прошла самооб-следование.
Говоря о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре), важно упомянуть об ответственности за нарушения в области обеспечения единства измерений. По результатам проверок с нарушениями контролируемому лицу выдается предписание о запрете применения средств измерений и устранении выявленных нарушений.
Административные меры за нарушения обязательных требований в об-ласти обеспечения единства измерений установлены статьей 19.19 КоАП РФ.
Подводя итог своему выступлению, хотелось бы отметить, что инфор-мация о наличии на дорогах АПВГК мотивирует перевозчиков правильно грузить автомобили и контролировать весовые и габаритные параметры своих транспортных средств перед выездом в рейс, для сохранности дорож-ного полотна и сооружений транспортной инфраструктуры, безопасности дорожного движения. При этом всеми лицами, которые участвуют в весога-баритном контроле, должна быть обеспечена достоверность результатов из-мерений с целью соблюдения прав добросовестных грузоперевозчиков.
Автор статьи – руководитель ЦМТУ Росстандарта Калинникова Марина Григорьевна