Новости

Встреча космического экипажа МС-013 на вездеходе «Шаман»

Со времён Сергея Королёва все космические программы и всё что связано с космосом всегда находило живой интерес в сердцах русского народа. Освоение неизведанного, разработка новых пилотируемых кораблей и космодромов – работа, которая идёт от поколения к поколениям. В жизни российской космонавтики были сложные времена и периоды, но духовитость российских инженеров и идейность позволяет в самые не простые периоды жизни двигаться вперед.

Так происходит в и других отраслях, в частности вездеходостроении. На смену легендарным «синим птицам» — поисково-спасательным комплексам ЗИЛ – 4906\49061 постепенно приходит новая перспективная российская вездеходная техника.

Компания «АВТОРОС» (член Союза «Тверская торгово-промышленная палата») и снегоболотоход «Шаман» с колесной формулой 8х8 уже в третий раз участвует во встрече космонавтов. На вездеход возложена важная миссия – доставить к моменту приземления капсулы съемочную бригаду с телевизионным оборудованием. Важно в режиме реального времени передавать видеосигнал с пустынной заснеженной степи в подмосковный город Королев, в котором располагается Центр Управления Полетами. Специалисты ЦУПа и государственная комиссия внимательно следит за снижением капсулы, раскрытии парашюта и её приземлением. При штатной посадке и отсутствии каких-либо накладок далее видеосигнал передается на федеральные каналы, которые в свою очередь используют эти материалы в своих новостных передачах.

6 февраля 2020 года успешно совершил посадку экипаж космонавтов: Александр Скворцов (Россия), Кристина Кук (США) и Лука Пармитано (Италия), но подготовка к данному мероприятию в компании «АВТОРОС» начинается за несколько месяцев. Совместно со специалистами РКК «Энергия» и компанией «Телепорт-Луч» согласовывается список необходимого оснащения в вездеходе «Шаман», согласовывается время готовности вездехода и дата отправки в Казахстан. На сегодняшний день все приземления капсул происходят в Республике Казахстан, в степи, между городами Джесказган и Караганда. Использование вездеходной техники для подобных операций осуществляется как правило для зимних посадок, когда сложные погодные и дорожные условия, а в летний и осенний период доставка оборудования до места приземления осуществляется на обычных внедорожниках.

Специально для данной миссии был переоборудован и покрашен в цвета российского флага вездеход «Шаман» с дополнительным оснащением: телескопическая осветительная мачта, ложементы для телевизионного оборудования, радиостанции. В конце января с завода «АВТОРОС» вездеход был отправлен грузовым транспортом до города Караганда, куда по его прибытии, прилетели сотрудники компании для дальнейшего выполнения миссии.

В этом году зима в Казахстане выдалась снежная. В некоторых районах Казахстана были перекрыты дороги в связи с бушующими буранами и метелями: тяжелая погода для обычного транспорта, но не для колесной вездеходной техники. Для вездеходов «Шаман» это привычные условия. Учитывая сложную метеорологическую обстановку, вездеход «Шаман» был доставлен вовремя, к началу тренировок и проверки телевизионного оборудования за пределами города Караганда.

Перед основным и главным выездом в степь для встречи космонавтов, команда операторов и инженеров проводит тестирование оборудования и видеосигнала через спутник. Не может быть никаких накладок. Всё необходимо проверить. Поэтому за день до выезда всё оборудование загружается в вездеходы, которые вместе с командой выезжают за пределы города. Далее раскладывается оборудование, настраивается, отправляются тестовые видео в Центр Управления Полетами, где в свою очередь, проверяют качество видеосигнала и стабильность работы оборудования.

Встреча космонавтов важное и ответственное событие, ведь на борту капсулы находятся астронавты из разных стран и поэтому всегда накануне посадки проводится брифинг с участием сотрудников NASA, ESA и Роскосмоса. В конференц зале гостиницы «Космонавт» из года в год проходит брифинг на котором все службы докладывают о готовности встречи космического экипажа: авиационная группа, наземная группа, медицинская служба и многие другие. На брифинге обсуждается метеорическая обстановка в районе посадки капсулы и варианты развития событий при ухудшении погодных условий.

Чтобы добраться до места приземления капсулы необходимо преодолеть достаточно длительный путь. Рано утром вездеходная техника вместе с прицепом и снегоходами выдвигается из Караганды и движется по дорогам общего пользования со средней скоростью 60 км\ч преодолевая не менее 300 км. Далее степь. В этом году степь встречала метелью, бураном и заметенными дорогами. Необходимо пройти около 170 км до места, где можно переночевать. Как правило, это гостеприимный дом местного кочевника Ергали, живущего в дали от цивилизации в отдельном доме. Кочевой быт – это многочисленные стада лошадей, которые здесь, в Казахстане, являются основным источником дохода и пропитания.

По пути до ночевки встречаются заметенные снегом брошенные автомобили, которые местные жители используют как единственное средство транспорта для того, чтобы можно было выбраться в город и закупиться продуктами, лекарствами. В одной из машин мы встретили семью местных жителей, которых стихия застала в дороге и машина сломалась. Чтобы не бросать в беде, людей с маленьким ребенком пересадили в вездеход «Шаман», а их сломанную машину прицепили тросом к прицепу со снегоходами, который в свою очередь был прицеплен к «Шаману». Получился «автопоезд». Вездеход «Шаман» двигался по заснеженной степи на своих новых шинах низкого давления Rolling stone размером 1340-660-21LT, которые компания «АВТОРОС» разработала и производит серийно. Надо отметить, что производство шин низкого давления под собственной маркой – это отдельное направление в бизнесе компании. Ежегодно компания продает более 6 000 шин различных размеров и моделей, которые устанавливаются не только на вездеходную, но и внедорожную технику отечественных и зарубежных производителей.

За счет низкого давления на грунт вездеход «Шаман» без труда преодолевает снег любой глубины, при этом двигаясь по степи со скоростью не менее 30 км\ч. Восьмиколесная формула и блокировка и управление всеми колесами позволяет ему быть маневренным и максимально комфортным. Восемь колес, расположенные на равноудаленном расстоянии друг от друга дают плавность хода и распределенную нагрузку на каждую ось.

В день приземления наступает безветренная ясная погода. Отличные условия для встречи космического экипажа. В этот раз посадка назначена на 15.00 местного времени. За несколько минут до самого приземления происходит раскрытие парашюта, который ознаменовывается хлопком. В небе появляется маленькая точка, которая плавно двигается к поверхности земли. Всё это время с экипажем капсулы поддерживается непрерывная связь, уточняется самочувствие космонавтов, их скорость и расстояние до земли. В безопасном расстоянии от капсулы начинают кружить вертолёты, в которых находятся специалисты NASA, ESA, Роскосмосс, РКК Энергия, медики, военные. Когда расстояние до земли остается несколько метров – срабатывает пиропатрон, который гасит скорость капсулы и она плавно опускается на землю. Далее начинается спасательная операция. Для тех, кто первый раз становится свидетелем посадки космонавтов, то это может выглядеть как остросюжетный фильм: приезжает спасательная техника, садятся вертолеты, специалисты разворачивают медицинский шатер-госпиталь, в котором обязательно осматривают космонавтов и проверяют их самочувствие.

Вокруг капсулы определяется безопасная зона только для специалистов и раскладывается специальная лестница, по который космонавты «съезжают» с капсулы. Далее их подхватывают на руках и усаживают в специальные анатомические кресла. После непродолжительного общения с коллегами и друзьями, космонавтов переносят в медицинский блок – шатер, где они еще проводят не менее часа. Далее их ждут вертолеты, которые быстро доставят в аэропорт города Джесказган.

После этого капсулы грузится на поисково-спасательным комплексы «синии птицы» и увозятся на завод изготовитель, где хранятся на постоянной основе.

Для вездехода «Шаман» и команды компании «АВТОРОС» самый ответственный момент в этой поездке это расстояние, которые необходимо преодолеть за кратчайший срок от лагеря, в котором группа операторов ожидает появления капсулы до непосредственного места приземления. Это расстояние может быть от 2 до 30 км. Всё зависит от ветра и погодных условий. Важно прибыть на место приземления капсулы как можно скорее и развернуть спутниковое оборудование.

Вездеход «Шаман» успешно справился с этой задачей и по окончанию мероприятия еще предстоял двухдневный путь домой, до города Караганда, для дальнейшей погрузки и отправки на свой завод. Обратная дорога – это путь, когда с чувством выполненного долга все возвращаются домой в отличном настроении. И так будет всегда.

Наверх